Символика архитектуры в гравюре Корнелиса Корта

Серия "Живопись и графика. Забытые Художники "

 

   Корнелис Корт (1533 Хорн, Голландия – 17. 03. 1578, Рим) – выдающийся голландский гравер и рисовальщик, творчество которого знаменует культурные связи между Нидерландами и Италией в XVI в. Возможно, наряду с Филипсом Галле, учился у Дирка Фолкертса. До 1565 жил в Нидерландах. С 1560 по 1565 работал для известного издателя печатной графики Иеронима Кока в Антверпене. К произведениям Корнелиса Корта этого времени относятся гравюры по композициям нидерландских художников – Рогира ван дер Вейдена, Мартина ван Хемскерка, Михеля ван Кокси, Питера Брейгеля Старшего и многих других. Кроме того, он тиражировал в печатной графике и свои собственные рисунки. В 1565 Корнелис Корт переехал в Италию, где гравировал по Рафаэлю, Микеланджело, Тициану, Джулио Романо, Полидоро да Караваждо и другим итальянским мастерам Высокого Возрождения и маньеризма. Уже с 1566 Корнелис Корт тесно сотрудничал с римскими издателями, в том числе с Антонио Лафрери и Лоренцо Ваккари из Болоньи. С 1572 и до самой смерти, постигшей Корнелиса Корта в марте 1578, он находился в вечном городе. Тем самым нидерландский гравер, создавший всего 292 опуса, вписал свою страницу в историю и итальянского искусства.
Творчество Корнелиса Корта ознаменовало целую эпоху в истории европейской репродукционной гравюры резцом. Его умение исключительно точно проводить по форме глубокие линии, передавать объемность предметов перекрестной штриховкой, достигать иллюзии глубокой тени и яркого света перепадами тона, сообщать нежность тональным градациям с помощью тончайших черточек и точек, но в то же время сохранять ощущение белизны бумаги повлияло на манеру исполнения таких знаменитых нидерландских граверов как Хендрик Голциус, Ян Муллер, а также на замечательных итальянских мастеров, гравировавших резцом, – братьев Лодовико, Агостино и Аннибале Карраччи. Эстампы Корнелиса Корта, воспроизводившего композиции и нидерландских, и итальянских художников, не только оказали воздействие на стиль гравирования, но и знакомили с творческими достижениями великих живописцев, являясь незаменимым связующим звеном между национальными школами Севера и Юга. При этом самое ценное то, что в графике Корнелиса Корта присутствует нечто чрезвычайное – дух подлинной поэзии. Моделируя штрихом резца предметы в пространстве так, что создавалось впечатление обволакивающей их световоздушной дымки, он как чародей, без цвета, точнейшими линиями передавал не только все доступное взору, но даже само величие духа.
Корнелис Корт особенно много работал по рисункам братьев Таддео (1529, Сант Аньоло в Вадо, близ Урбино – 1566, Рим) и Федерико (1540 (?), Сант Аньоло в Вадо, близ Урбино – 20. 07. 1609, Анкона) Цуккаро. Приходится говорить о творчестве сразу двух братьев, т. к. волею судеб их жизнь и деятельность тесно переплелись. Более талантливый из них, Таддео, уже в ранней юности переехал в вечный город; последовавший за ним туда в 1550 Федерико учился у своего старшего брата, а в дальнейшем, после смерти Таддео, завершал начатые им росписи. Оба Цуккаро принадлежат к числу великих мастеров XVI в. Этих художников условно относят к школе Джорджо Вазари.
Резцовая гравюра на меди Поклонение пастухов, 1567, по композиции Таддео Цуккаро (The New Hollstein, 89–96, No 30) – одно из лучших произведений Корнелиса Корта. Его знаменитый эстамп, 428 х 288, претерпел массу тиражей, повлекших за собой износ печатной формы и необходимость в корректировке авторских штрихов. На нижних маргиналиях с дополнительных гравировальных досок допечатывались надписи, поясняющие сюжет, а также все новые посвящения вельможным особам и их гербы. Словом, данный графический опус Корнелиса Корта известен в VII состояниях! Но этого мало. Тогда же, когда в свет выходил тираж за тиражом, то есть в последней трети XVI столетия, оригинал Поклонение пастухов был еще и скопирован резцом различными, преимущественно итальянскими, граверами, причем более десяти раз (The New Hollstein, 91, copies a–k). Отметим, что в числе повторивших авторский эстамп Корнелиса Корта был даже знаменитый голландский мастер Филипс Галле. Композицию воспроизводили и прямо, и зеркально, в большей или меньшей мере меняя ее размер. Повторяли не только оттиск Корнелиса Корта, но делали также копии с копий. Графическое собрание Государственного Эрмитажа, в котором нет отпечатка с оригинала, созданного резцом Корнелиса Корта, позволяет дополнить представление о копиях с этого произведения. Речь идет о резцовой гравюре Поклонение пастухов (253 х 201); в правом нижнем углу подпись: •Tadeus • Zuccaro / Vrbin In.V[…], то есть Тадеус Цуккаро / Урбинец изобрел, а далее, – видимо, трудночитаемая монограмма гравера-копииста и два крошечных нолика над ней, возможно, обозначение даты: [16]00 (инв. № 160219, пост. до 1832). Этот копийный лист печатной графики экспонировался на выставках в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (2000) и в Музее искусств в Лахти, Финляндия (2003). Научный сотрудник Эрмитажа А.В. Ипполитов, впервые описывая этот памятник печатной графики по Таддео Цуккаро, допустил целый ряд досадных ошибок, на которые следует указать (Младенец Иисус. Западноевропейская гравюра XV–XVIII вв. из собрания Государственного Эрмитажа.
Санкт-Петербург, 2000. С. 24–25, кат. № 19). Гравюра не как копийная, а как оригинальная работа приписывается им неизвестному мастеру резца круга Керубино Альберти (1553, Борго в Сансеполькро – 1615, Рим). Но сравнение эрмитажного эстампа, созданного, судя по манере гравировать, видимо, в Италии около 1600, с опусом Корнелиса Корта, датированным им 1567 годом, приводит к единственно возможному выводу: оттиск из коллекции Эрмитажа (инв. № 160219) не является самостоятельным произведением печатной графики, в котором по-своему интерпретируются резцом рисунки Таддео Цуккаро. Это точно воспроизводящая оригинал и лишь уменьшенная копия в ту же сторону с графического шедевра Корнелиса Корта. Эрмитажный отпечаток, вероятно, уникален.


 

 

 гравюра Корнелис  Корт


продолжение статьи

English version of this website

 

Уважаемый Посетитель!  Не забывайте, что гравюра имеет законного владельца, равно как и научный труд - не менее уважаемого автора. Использование в коммерческих целях недопустимо и может преследоваться по закону.

 

Другие сайты серии:

www.subrealism.narod.ru

Хостинг от uCoz